РБК Компании

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

ИОТ-консорциум и консорциум «Новое инженерное образование» ищут общий подход к проектному обучению как мощной педагогической технологии для амбициозных вузов
Проектное обучение — новое электричество для системы образования
Задача

В Томске на базе ТПУ прошел совместный семинар ИОТ-консорциума и консорциума «Новое инженерное образование» на тему «Проектное обучение как педагогическая технология». Тема проектного обучения вызвала горячую дискуссию на недавно прошедшем Втором всероссийском ИОТ-слете, в продолжение дискуссии университеты поделились кейсами для совместной проработки общности модели проектного обучения.

Причина

ИОТ-консорциум и консорциум «Новое инженерное образование» ищут общий подход к проектному обучению. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Это же относится и к модели управления проектным обучением, которая требует и целеполагания и набора показателей качества и продуктивности проектного обучения, особенно в разрезе достигаемых результатов обучения.

В Томске на базе ТПУ прошел совместный семинар ИОТ-консорциума и консорциума «Новое инженерное образование» на тему «Проектное обучение как педагогическая технология».

Тема проектного обучения вызвала горячую дискуссию на недавно прошедшем Втором всероссийском ИОТ-слете, в продолжение дискуссии университеты поделились кейсами для совместной проработки общности модели проектного обучения.

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования В работе семинара приняли участие команды НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара – команда ИОТ-университета.

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что  НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с 2019 года: 

«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины «Основы проектной деятельности». Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Студенты разных направлений объединяются рандомно в команды на 1 курсеи в таком составе выполняют проекты. Это необходимо для того, чтобы в процессе выполнения проекта студенты могли примерить на себя разные роли, отработать как профессиональные, так и надпрофессиональные навыки. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка «Центр студенческой проектной деятельности», оснащенная современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Проректор по развитию основных образовательных программ СибГИУ Ольга Приходько поделилась опытом проектного обучения университета в рамках основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, которое ведется с 2016 года:

«В 2023 году в университете осуществлена пересборка образовательных программ Института передовых инженерных технологий. В новое образовательное пространство инженерного бакалавриата войдут все первокурсники 2023 года набора пилотного института. «Инженерный бакалавриат» – это ориентированная на производственные процессы и проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и реализуемая СибГИУ совместно с экспертами ЕВРАЗа. В основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдет с первого семестра до выпуска. Проектное обучение основано на актуальных производственных задачах развития ЕВРАЗ ЗСМК, сопровождается руководителем от университета и наставником – инженером от профильного подразделения комбината и предполагают тесную связь теории и практической деятельности на производственных площадках. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с 1 курса; возможность выбора тематики проектов по направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Директор Евразийской Политехнической школы УГНТУ Денис Гулин отметил, что на базе школы проектная деятельность запущена в виде междисциплинарных инженерных проектов студентов 1-2 курсов: 

«Это проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от математики до софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар — отличное место для обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не только победами, но и совершенными ошибками – это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в вузе».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Ассистент кафедры «Электротехника и электрооборудование предприятий» УГНТУ Андрей Бодылев рассказал: 

«При организации проектного обучения мы решили создать не просто предмет в рамках учебного процесса, а целую программу взаимодействия «Vproekte» — это программа взаимодействия студентов и преподавателей с руководством вуза и индустриальными партнерами, нацеленными на получение продуктового результата. В рамках интеграции проектного обучения в образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Заместитель проректора по образовательной деятельности ТПУ Елена Кабаева поделилась планами университета: 

«Томский политех акцентирует внимание на том, что одной из составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. А это требует трансформации педагогических подходов и развенчания таких стереотипов, как: «руководить проектом может каждый», «преподаватели прекрасно с этим справляются», «курсовые проекты — это и есть проектное обучение» и т.п. Совместно с Консорциумом «Новое инженерное образование» и ИОТ-университетом мы запускаем программу «Руководитель междисциплинарного проекта в Университете», которая направлена на развитие преподавательских навыков  за пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А это означает, что подход к руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов. На наш взгляд, эта программа — мощный импульс развития проектного обучения в университетах. Ее изюминкой является руководство проектами межпрограммными, с уникальными результатами и, пожалуй, впервые в программах такого типа выделяется два типа результатов: продуктовый и образовательный». 

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко поделился выводами по итогам семинара: 

«Ключевые результаты работы семинара заключаются в формировании зон развития проектного обучения и его проблемного поля. Дискуссия на семинаре разворачивалась вокруг проблемы целеполагания и выбора варианта реализации проектного обучения. Относительно какие целей необходимо перестраивать всю образовательную программу целиком или же достаточно выделить несколько зачетных единиц в семестр. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Это же относится и к модели управления проектным обучением, которая требует и целеполагания и набора показателей качества и продуктивности проектного обучения, особенно в разрезе достигаемых результатов обучения. Второй значимой областью развития проектного обучения выделяется вопрос подготовки и привлечения проектных наставников. Это один из ключевых дефицитов реализации проектного обучения, и фундаментальный риск этой педагогической практики. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и партнеров по производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов. Третьей зоной развития можно назвать вопрос вовлечения студентов и преподавателей в этот формат взаимодействия. Не всегда студенты и преподаватели понимают необходимость и ценность проектного обучения, не видят его как способ достижения образовательного результата, что сказывается на качестве, вовлеченности и отношении к проектному обучению. Заметим, это происходит не из-за того, что что-то не так с самим подходом, а скорее отторжение проектного обучения является следствием непонимания, сложности, а иногда и простым нежеланием менять устоявшуюся за десятки лет преподавательскую деятельность. Эти и другие зоны развития и вызовы для проектного обучения, конечно, важно решать сообща, вовлекая разных представителей университетского сообщества, поэтому так важно делиться практиками, проблематизировать и делиться наработками в реализации, моделировании и управлении проектным обучением в современном университете.

С точки зрения практики ИОТ-Университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления.  Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета. В противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а сама практика выродится до использования времени проектного обучения в других образовательных активностях».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что проектное обучение является мощным образовательным инструментом, специально направленным на обучение в парадигме образовательной философии Социальной эффективности: 

«Но поскольку большинство российских вузов все еще живет и функционирует в традиционной Академической парадигме, проектное обучение зачастую воспринимается чуждым, необязательным и большинству преподавателей и администраторов непонятно. На практике, в большинстве случаев, проектное обучение заменяется вовлечением студентов в проектную деятельность того или иного рода — лучше чем ничего, но не использует возможности метода. В то же время необходимо осознавать, что амбициозные планы по подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в которых прописаны обучение навыкам и метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и патриотизма — невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и тем самым, в качестве одного из условий, осознанного перехода вуза к образовательной философии Социальной эффективности. Самый значительный вызов в том, что для полноценного внедрения проектного обучения и достижения желаемых эффектов необходимо изменить баланс времени и ресурсов, уделяемых традиционным предметам и курсам, использующим новые методы, такие как проектное и продуктовое обучение, learning-by-doing, и т.д. Этот кажущийся на первый взгляд простым шаг совсем не прост, так как потребует от вуза существенных организационных и структурных изменений, воспитания преподавательских кадров нового типа, изменения организации и оплаты труда и поощрений, и это еще не все. Следующий из наиболее значительных вызовов – подготовка преподавателей, способных создавать курсы, использующие проектное обучение как метод, взаимодействовать с учащимися и учить в парадигме социальной эффективности и мотивированных делать это».

Проектное обучение — это новое электричество для системы образования

Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слете четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки РФ по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:

«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».

Ч.Т.Д., как говорили и говорят университеты.

Результат

С точки зрения практики ИОТ-Университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом,

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Более 40000 студентов на ModeusУже более 40000 студентов нескольких российских университетов постоянно работают с платформой Modeus.

Профиль

Дата регистрации21.02.2022
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ УЛ ЛЕСНАЯ 43 ЭТАЖ 6, ПОМЕЩ. I, КОМ. 65,
ОГРН 1227700090683
ИНН / КПП 7707462852 770701001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Лесная, д. 43
Телефон +79156081515

Социальные сети