РБК Компании

Как ошибки руководителя влияют на отношения в коллективе

Какие самые распространенные ошибки допускает руководитель, выстраивая коммуникации с сотрудниками? К чему они приводят? И что делать, чтобы их исправить
Как ошибки руководителя влияют на отношения в коллективе
Ксения Шавлинская
Ксения Шавлинская
HR-директор

Специалист по подбору и обучению персонала. Два высших образования, одно из них в области психологии. Начинала работу в компании в качестве агента, знает работу изнутри, не по наслышке

Подробнее про эксперта

Руководитель может быть сколь угодно хорошим стратегом, но если он не умеет строить конструктивные отношения с подчиненными, его знание бизнес-процессов и понимание рынка принесут крайне слабые результаты. Ошибки, которые допускают начальники в общении, стоят порой слишком дорого. Самые распространенные и очевидные последствия неправильных отношений — текучесть кадров и снижение качества человеческих ресурсов.

Большинство руководителей и без подсказок знают о том, что хороших сотрудников надо ценить, поощрять и вдохновлять. Многие занимаются саморазвитием, стремясь выстроить нормальные отношения с подчиненными, — читают книги, смотрят обучающие видео и посещают тренинги.

Все это замечательно, но таким образом руководители уподобляются человеку, который покупает в квартиру новую мебель, не избавившись от старой. Он обставляет жилье, но комфорта не прибавляется — пространства меньше, эстетического удовольствия от соседства бабушкиного комода с современной стенкой тоже нет, и порой кажется, что лучше бы все было по-старому.

Руководителю, желающему что-то изменить в отношениях с персоналом, надо начать с ошибок, провести инвентаризацию своих старых привычек и методов.

Первая ошибка: Отсутствует четкость в коммуникации

Представьте себе ситуацию, когда у руководителя нет времени для долгих бесед. Он кратко сообщает задание сотруднику, не уточняя, понятны ли ему все детали.

Сотрудник делает задание в соответствии с его собственным пониманием и раздражается, когда руководитель интересуется прогрессом работы и причинами ее незавершенности. Когда задание наконец-то завершено, выясняется, что результаты оставляют желать лучшего: начальник критикует сотрудника, выражая недовольство и негативное отношение. В то же время, подчиненный считает, что руководитель придирается и сам не осознает, чего именно от него требуют. Такая ситуация может повторяться многократно.

Вторая ошибка: Дисбаланс коммуникации в рабочей среде

Одна из ошибок, которую стоит избегать, — это дисбаланс в коммуникации на рабочем месте. Недостаток общения может привести к тому, что сотрудники начинают чувствовать недостаток внимания и прилагают усилия, чтобы его привлечь любыми доступными способами. В худшем случае, они могут начать строить гипотезы о причинах отсутствия должного внимания.

С другой стороны, избыточное общение руководителя с подчиненными также создает дисбаланс. В какой-то момент сотрудники могут утомиться от постоянного общения, испытывать раздражение и возникать конфликты с руководителем.

Третья ошибка: Недостаточно подходящий стиль общения

Иногда новый руководитель, приходя на новое место работы, автоматически привносит в компанию свой привычный стиль управления и общения.

Давайте представим ситуацию, когда в компании назначают руководителя департамента продаж, который является авторитетным специалистом и перешел из конкурирующей организации. С самого первого дня его работы он проявляет склонность к жесткому директивному управлению. Он осуществляет коммуникацию в основном через выдачу указаний и приказов, публично критикует ошибки и угрожает наложить штрафы за неудовлетворительные результаты. Для сотрудников, привыкших к более дружественному и легкому стилю общения с руководством, такая переменная становится трудной. В какой-то момент возникает противостояние, когда часть сотрудников открыто не подчиняется начальнику.

Четвертая ошибка: Использование одного подхода ко всем

Очень часто такая ошибка возникает из-за отсутствия гибкости в управлении и недостатка уверенности руководителя в том, что адаптация и поиск подхода — это задача сотрудников, а не его. В результате руководители застревают в привычном управленческом стиле и автоматически применяют его в общении со всеми сотрудниками без разбора.

Давайте рассмотрим пример работы логистической компании, чтобы увидеть, как эта ситуация может возникнуть. В начале своей деятельности начальник склада управлял небольшой командой из пяти человек. Так как компания была новой и не могла позволить себе высокие зарплаты, начальнику приходилось работать с недостаточно мотивированными сотрудниками. Он разработал наставнический стиль управления, основанный на детальных инструкциях и моральной поддержке.

С течением времени компания значительно выросла, и теперь начальник управляет гораздо большим коллективом. Под его руководством работает как неквалифицированный персонал, так и опытные и мотивированные сотрудники. Однако он по-прежнему придерживается своего привычного подхода, стараясь объяснить все детали несколько раз, что вызывает напряжение в коммуникации.

Эта ошибка также заключается в том, что использование одного и того же подхода в коммуникации не предполагает расширения коммуникативных возможностей.

Пятая ошибка: Отсутствует эффективная обратная связь

Обратная связь является важным элементом процесса коммуникации, позволяющим взаимодействовать и получать реакцию на передаваемые сообщения. Однако, многие руководители не придают значимости обратной связи, а сотрудники избегают ее предоставления. В результате, коммуникация становится односторонней и непродуктивной.

Участники одной группы обучения поделились своим опытом, рассказав, что их руководитель практически никогда не предоставляет им обратную связь по выполненной работе. Единственный способ получить отзывы — допустить значимую ошибку, что неминуемо приводит к суровой критике. Однако, если работа выполняется без ошибок, руководитель этого не замечает, будто не считая нужным. Это отношение сильно демотивирует большинство его подчиненных. Более того, отсутствие своевременной обратной связи в процессе выполнения задания заставляет сотрудников тратить гораздо больше времени и усилий на доработку или полную переработку работы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации09.06.2018
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес ОБЛАСТЬ ЯРОСЛАВСКАЯ Г. ЯРОСЛАВЛЬ УЛ. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ Д. 3 ПОМЕЩ. 210 КОРПУС4
ОГРН 1187627016576
ИНН / КПП 7606117377 760601001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Социальные сети