Высокая скорость выдачи займа — дорогое удовольствие
У МФО всегда высокие аппетиты к риску. Или нет. Как устроена оценка клиента в МФК «Саммит», — поговорили с Алексеем Имховиком, генеральным директором компании

Опыт работы на финрынке более 15 лет, в т. ч. 10 лет — в МФО. В Summit Group с 2016 г. Обладает сильными компетенциями в области управления рисками и противодействия мошенничеству
Алексей, думаю, вы согласитесь, что стереотип о доступности микрозаймов абсолютно любому заемщику, по-прежнему, жив. При этом у крупных участников рынка «под капотом» сложные процессы оценки потенциального клиента. Какой сейчас уровень одобрения у МФК «Саммит»? Как он менялся?
Он сильно отличается по новым и постоянным клиентам. По новым доля одобренных от общего количества заявок на займы составляет порядка 25-30%, а по повторным/постоянным клиентам может доходить до 90% в зависимости от месяца. Максимальный уровень одобрения получают клиенты, которых мы знаем уже не первый год. В любом случае, даже уже ранее получивший и погасивший заем вовремя клиент в последствии может получить отказ.
Уровень одобрения — подвижный показатель. Он меняется не только под влиянием внешних факторов (например, когда рынок «замирает» в периоды сильной неопределенности), но и внутренних (когда компания тестирует нововведения, пилотирует новые продукты и т.д.), когда бизнес меняет свой риск-аппетит.
Какие самые распространенные причины отказов?
Общая картина по причинам отказов сильно не изменяется «во времени». Чаще всего — это наличие долгов (как имеющихся непосредственно сейчас, так и «исторических», отраженных в кредитной истории). Причем, если смотреть свежие данные, по первому кварталу этого года, примерно в четверти случаях отказ касался лиц, с которыми уже работают приставы; у 15% отказников наблюдалась текущая просрочка; еще 13% допускали ее ранее. Из других причин для отказов можно выделить повышенную долговую нагрузку и недостоверную информацию при указании суммы и источника дохода.
Кстати, о нагрузке. В прошлом году Банк России установил для банков и МФО, а теперь регулярно ужесточает макропруденциальные лимиты, ограничивающие выдачи ссуд лицам с высоким уровнем долговой нагрузки. Изменилось ли что-то в ваших одобрениях в связи с этим?
Конечно, этот инструмент влияет на всех. Но в нашем случае не критично. Именно по причине МПЛ уровень отказов в 2023-2024 гг. выше тех, что были раньше в среднем на 1,5-3 п.п. Это, в первую очередь, связано со спецификой сегмента, в котором мы работаем. У нас в целом достаточно умеренные риск-аппетиты, которым мы не изменяем.
Но при этом у вас ощутимо растут выдачи. Рост в первом квартале составил фактически 75% год к году. Если вы не меняли своего подхода к риску, то за счет чего?
За счет перетока банковских клиентов в сектор МФО, запуска новых продуктов, работы с новыми сегментами клиентов, эффективного маркетинга и улучшения качества оценки потенциальных заемщиков. Мы фактически запустили онлайн-займы несколько лет назад. А именно они сегодня — драйвер рынка. Поэтому экстенсивный рост не удивителен. Особенно на фоне консолидации отрасли: все больше небольших и средних кредиторов покидают рынок, их клиенты переходят к крупным.
Сейчас процесс проверки потенциального заемщика занимает буквально минуты. Что в это время происходит?
Сначала, как водится, стоят самые дешевые проверки, дальше — дорогие. Соответственно, это оптимизирует стоимость рассмотренной заявки. Начинаем мы с общедоступных источников информации, затем — платные, но где возможно много «отсечений», в конце — все остальные. Например, начинаем с ФССП. Далее идет проверка через бюро кредитных историй (БКИ). Здесь может быть много отказов (cut off). Параллельно — антифрод-проверка по анкетным данным: смотрим, менял ли человек данные за последние 90 дней, контактные телефоны, указывал ли он такое же место работы ранее. Если заходил через сайт, какой IP или ID устройства? Далее следует контрольная информация из других БКИ. И после этого в конвейере принимается предварительное решение: мы готовы одобрить автоматически (то есть без участия сотрудника), или же нужна ручная проверка, тогда подключаются верификаторы и андеррайтеры.
Вы планируете как-то развивать это направление, автоматизироваться?
Да, в прошлом году мы запустили в кредитный конвейер нейросеть. Она показывает неплохие результаты по сравнению с классическим процессом, но требует постоянного обучения для повышения качества оценки. Поскольку мы специализируемся на длинных займах, результаты можно оценить не сразу. Но мы рассчитываем, что в течение ближайшего года-двух, она сможет обрабатывать и принимать решение по большому объему заявок, вплоть до половины.
На сколько развитой вы считаете свою систему оценки заемщика?
Вопрос, с кем себя сравнивать и на кого равняться. У нас развитая система оценки заемщика даже по меркам среднего банка. Однако, мы немного отстаем от наших коллег по цеху из топ-10 небанковского онлайн-кредитования. Основная причина в том, что, как я уже говорил, мы в онлайн зашли позже коллег. Изначально мы хотели развиваться в офлайн, нам это нравилось, мы показали там успехи и имели основания считать себя №1 по сервису в оффлайн-сегменте. Когда мы впервые попытались запустить онлайн-займы (октябрь 2018 г.- прим.), мы поняли, что не все так просто. Первые пилоты вряд ли можно назвать успешными, поэтому проект развивался медленно. Но события 2020 г. нам не оставили никакого выбора, мы ускорились, рискнули и не пожалели.
При очных и дистанционных выдачах процесс одобрения имеет значимые отличия. Первое и главное: в онлайн все нужно делать очень быстро, а значит, у тебя должно быть все автоматизировано. Кроме того, чем большим объемом data-ресурсов ты обладаешь, тем лучше. А это дорого и долго. По сути, мы только недавно, спустя 3 года, пришли не только к эффективной с точки зрения предсказательной способности, но и быстрой оценке.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты