РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Riverstart 27 декабря 2024

Каким должен быть современный государственный сайт

Рассказывают разработчики, которые обновляли официальный портал правительства региона, чтобы он стал актуальнее и полезнее для жителей
Панорамный снимок части Нижнего Новгорода
Источник изображения: Архив Института развития городской среды Нижегородской области
Задача и причина

Сайты правительственных учреждений обязательно должны иметь определенный набор официальной информации. При этом сайты могут быть интересными и востребованными у жителей.

Задача:

Инициативная команда со стороны Правительства Нижегородского региона выдвинула идею по обновлению сайта Правительства, чтобы осовременить его внешний вид и перестроить структуру — сделать ее более полезной и удобной, чтобы важная информация была в быстром доступе.

Причина:

Внешний вид сайта требовал обновления, а благодаря аналитике, которую Riverstart провели, изучив статистику исходной версии сайта, получилось найти точки роста:

  • отказы стабильно держались выше 55%, а на мобильных устройствах выше 70%;
  • глубина просмотра в среднем достигала 2,5 страниц;
  • длительность сеанса на сайте не превышала 2,5 минут;
  • самым просматриваемым разделом оказался раздел с новостями региона.

Скорее всего пользователи быстро уходили с сайта, не разобравшись в его структуре, не найдя ответы на свои запросы и интересный для них контент. 

Маркер успешного обновления сайта — улучшение показателей, связанных с поведением пользователей: уменьшение количества отказов, увеличение времени, проведенного на сайте, и также увеличение количества просмотренных за сеанс страниц.

Мы действовали по такому плану:

  1. Определили целевые группы пользователей: кто будет посещать этот сайт и с какими запросами.
  2. Создали сценарии использования сайта, чтобы подобрать нужные функции для каждого сценария и удовлетворить потребности всех целевых групп.
  3. Проанализировали другие сайты государственных структур в России и в мире, чтобы изучить отрасль и выбрать оптимальное позиционирование.
  4. Сформировали позиционирование для сайта, которое повлияло на визуальное наполнение сайта.
  5. Собрали прототипы и добавили дополнительные разделы, чтобы представить контент в удобной форме и обеспечить доступ к нужной информации для каждой целевой группы.
  6. Разработали новый дизайн.

Разберем пункты подробнее:

1. Целевые группы и сценарии: кому полезен сайт Правительства региона и для каких задач

Выделили группы и для каждой собрали список пунктов, чем сайт может ей помочь и что может предоставить.

Жителям всего региона:

  • приоритеты выбранной стратегии развития региона, планирование и результаты выполненных проектов — то есть пояснения, чем занимается правительство;
  • демонстрация  открытости власти к обсуждениям;
  • объяснения важных указов, законов и их влияния на жизнь;.
  • новости от достоверного источника данных — от первого лица без посредников.

Туристам и желающим переехать из другой области:

  • презентация региона как места для посещения и жизни;
  • возможности для туристов: новые туристические места, благоустройство и планы;
  • ответы на важные вопросы об инфраструктуре, отношении к памятникам и прочее.

Средствам массовой информации:

  • быстрый способ ориентироваться в сообщениях от правительства;
  • первоисточник информации;
  • источник для ссылок на официальную позицию правительства;
  • удобный каталог контактов отделов и региональных подразделений.

Госслужащим:

  • структурированный список указов, законов, документов;
  • контакты нужных подразделений и ответственных лиц.

Бизнесу и инвесторам:

  • демонстрация развития региона;
  • список возможностей для инвестиций и предпринимательства;
  • проекты для инвесторов;
  • статистика и развивающиеся кластеры экономики региона.

В итоге сайт правительства региона должен быть первоисточником инфоповодов и рупором правительства, должен повышать интерес к региону у инвесторов, бизнеса и просто туристов, а также быть удобным в работе сайтом, чтобы при необходимости найти релевантный ответ сперва обращались к нему.

2. Анализ других сайтов этой же отрасли — бенчмаркинг

Мы проанализировали сайты государственных структур из России, Европы, США и Азии. Получилось выделить три основные группы характеристик их коммуникации с пользователем:

  1. Строгие сайты, напоминающие официальные документы. Для них характерен минимализм в визуальном оформлении и большое количество текста.
  2. Дружелюбные и яркие сайты с множеством визуальных эффектов, которые иногда напоминают коммерческие проекты или рекламу.
  3. Сайты, находящие баланс между современным дизайном с яркими крупными элементами оформления и официальным строгим стилем. Для них характерно использование большого количества фотографий и других медиафайлов для иллюстрации.
Вывод из бенчмаркинга правительственных сайтов
Схема разных подходов к коммуникации с пользователем

Для проекта выбрали баланс: с одной стороны это серьезный официальный сайт, содержащий документы и указы, с другой — интересный яркий ресурс, который ориентирован на потребности жителей.

3. Реализация функций на портале

У сайта есть несколько направлений, для которых реализованы свои функции.

  • Информационные страницы о стратегии развития, с помощью которых сайт демонстрирует деятельность власти, непрерывное развитие региона в таких областях как экономика, промышленность, туризм и здоровье. Это поможет привлечь инвесторов и туристов, показывая динамику развития и потенциал Нижегородской области.
  • Ключевые приоритеты программы развития региона и результаты. Жители могут легко узнать, на что направлены ресурсы органа управления.
  • Статьи и яркий визуальный контент, который подчеркивает обновления в регионе и рассказывает о его уникальности. Он также служит для привлечения внимания туристов и увеличения лояльности жителей.
  • Страницы с историей региона. Мы оформили исторические события в формате летописи. Жители знают и уважают историю своего края, и сайт помогает поддерживать эту связь.
  • Детальная структура Правительства в лицах с подписями и фотографиями, а также форма для заявки. Это показывает, что правительство открыто для контакта.
  • Новое меню и навигация по сайту с выстроенной визуальной иерархией. Она помогает быстрее и проще воспринимать информацию.
  • Новости с удобными тегами и рубрикатором по темам.
Современный государственный сайт правительства
 Информационные разделы сайта с разным назначением
Актуальный государственный сайт
Страница со структурой управления
Мобильный адаптив сайта пример
Мобильное отображение сайта со смартфона

Раздел новостей привлекает наибольшее количество просмотров из поисковиков, и это говорит о перспективах для его развития. Чтобы сделать поиск новостей удобнее, мы продумали теги и рубрики.

Мы проанализировали популярность новостей, чтобы определить, как структурировать новостной раздел и создать систему тегов:

  1. Собрали несколько тысяч заголовков статей с сайта.
  2. Получили статистику через API Яндекс Метрики.
  3. Объединили заголовки в тематические кластеры, чтобы понять, какие темы наиболее востребованы.
  4. Обработали данные и отсортировали их по популярности, используя статистику, заголовки и кластеры.
Раздел новостей на сайте правительства
Новостной раздел с рубрикатором и тегами

4. Работа над цифровой доступностью портала

Среди жителей есть люди с особенностями, влияющими на работу с цифровыми продуктами. К ним можно отнести людей с инвалидностью по зрению, но также есть дальтонизм, дислексия, СДВГ и прочие ситуации, когда человек не имеет инвалидности, но тоже испытывает сложности во взаимодействии с цифровыми сервисами. 

Сайт должен быть адаптирован для пользователей с особыми потребностями. В РФ существует ГОСТ Р 52872-2019 с требованиями к цифровой доступности сайтов, а с 1 сентября 2024 года вступил в силу Приказ Минцифры России,регулирующий вопросы доступности сайтов органов власти и разных государственных учреждений. 

Что реализовали на сайте для цифровой инклюзии:

  1. Адаптацию верстки для работы со скринридерами — программами, озвучивающими тексти в целом содержимое экрана. 
  2. Настройки визуала с возможностью выбрать цветовой режим, включить и выключить изображения и разные эффекты, управлять кеглем текста.
  3. Клавиатурное управление без мыши, с помощью табов и стрелок. 

Этот сайт выступает референсом для других проектов, стремящихся к повышению цифровой инклюзии, его можно взять за образец доступного сайта.

Незрячий эксперт по цифровой доступности и руководитель лаборатории инклюзивных технологий в Нижнем Новгороде Илья Лебедев участвовал в проекте, чтобы дать консультации разработчикам и контролировать пользовательское тестирование сайта.

«Для того, чтобы учитывать интересы пользователей с ОВЗ, нужно привлекать специалистов по цифровой доступности в самом начале, еще на этапе обсуждения будущего продукта. Это будет дешевле и эффективнее, нежели переделывать потом.

Амбассадорами цифровой доступности в государственных и муниципальных органах выступают команда федерального портала «Госуслуги», Департамент информационных технологий г. Москвы и Лаборатория инклюзивных технологий Нижегородской области. В бизнесе тему цифровой инклюзии продвигают крупные компании: Яндекс, Сбербанк, ВВК. Они работают над тем, чтобы включать ее в свои продукты. Но к сожалению, пока я не наблюдаю единого системного подхода в этом направлении», — Илья Лебедев, эксперт по цифровой инклюзии.

Для оценки результата смотрят на итоги пользовательской проверки и ориентируются на Lighthouse. При проверке он выдал оценку в 100% — это самый высокий уровень доступности.

Результат

Модернизированную версию запустили 30 января 2023. Для оценки результата сравним статистику сайта до и после обновления, это периоды за 1 февраля 2021 — 1 июля 2023 и 1 февраля 2023 — 1 июля 2024 года. 

В результате процент отказов снизился с 74% до 19% на смартфонах и с 55% до 12% на десктопах, а это значит, что пользователям стало проще ориентироваться на сайте — понимать, куда они попали, чем полезен раздел, где искать ответ на свой вопрос. 

Среднее время сеанса также увеличилось, хоть и не так значительно — с 2:05 до 2:48 минут. Пользователи стали чуть больше проводить времени на сайте, читая контент, но стали тратить меньше времени на то, чтобы найти интересующие разделы.

После модернизации сайт занял 1 место в номинации «Лучший государственный сайт» Tagline Awards 2023, 1 место как «Сайт года» на Премии Digital-Оттепель 2023 и 3 место в номинации «Сайт государственного проекта» на конкурсе «Золотой сайт» 2022.
 

Источники изображений:

Лимный архив «ООО Риверстарт» и архив Института развития городской среды Нижегородской области

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации23.10.2012
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Нижегородская, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 26, офис 11
ОГРН 1125260015088
ИНН / КПП 5260342196 526001001

Контакты

Адрес 603001, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 26, оф. 11

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия