Каким должен быть современный государственный сайт
Рассказывают разработчики, которые обновляли официальный портал правительства региона, чтобы он стал актуальнее и полезнее для жителейСайты правительственных учреждений обязательно должны иметь определенный набор официальной информации. При этом сайты могут быть интересными и востребованными у жителей.
Задача:
Инициативная команда со стороны Правительства Нижегородского региона выдвинула идею по обновлению сайта Правительства, чтобы осовременить его внешний вид и перестроить структуру — сделать ее более полезной и удобной, чтобы важная информация была в быстром доступе.
Причина:
Внешний вид сайта требовал обновления, а благодаря аналитике, которую Riverstart провели, изучив статистику исходной версии сайта, получилось найти точки роста:
- отказы стабильно держались выше 55%, а на мобильных устройствах выше 70%;
- глубина просмотра в среднем достигала 2,5 страниц;
- длительность сеанса на сайте не превышала 2,5 минут;
- самым просматриваемым разделом оказался раздел с новостями региона.
Скорее всего пользователи быстро уходили с сайта, не разобравшись в его структуре, не найдя ответы на свои запросы и интересный для них контент.
Маркер успешного обновления сайта — улучшение показателей, связанных с поведением пользователей: уменьшение количества отказов, увеличение времени, проведенного на сайте, и также увеличение количества просмотренных за сеанс страниц.
Мы действовали по такому плану:
- Определили целевые группы пользователей: кто будет посещать этот сайт и с какими запросами.
- Создали сценарии использования сайта, чтобы подобрать нужные функции для каждого сценария и удовлетворить потребности всех целевых групп.
- Проанализировали другие сайты государственных структур в России и в мире, чтобы изучить отрасль и выбрать оптимальное позиционирование.
- Сформировали позиционирование для сайта, которое повлияло на визуальное наполнение сайта.
- Собрали прототипы и добавили дополнительные разделы, чтобы представить контент в удобной форме и обеспечить доступ к нужной информации для каждой целевой группы.
- Разработали новый дизайн.
Разберем пункты подробнее:
1. Целевые группы и сценарии: кому полезен сайт Правительства региона и для каких задач
Выделили группы и для каждой собрали список пунктов, чем сайт может ей помочь и что может предоставить.
Жителям всего региона:
- приоритеты выбранной стратегии развития региона, планирование и результаты выполненных проектов — то есть пояснения, чем занимается правительство;
- демонстрация открытости власти к обсуждениям;
- объяснения важных указов, законов и их влияния на жизнь;.
- новости от достоверного источника данных — от первого лица без посредников.
Туристам и желающим переехать из другой области:
- презентация региона как места для посещения и жизни;
- возможности для туристов: новые туристические места, благоустройство и планы;
- ответы на важные вопросы об инфраструктуре, отношении к памятникам и прочее.
Средствам массовой информации:
- быстрый способ ориентироваться в сообщениях от правительства;
- первоисточник информации;
- источник для ссылок на официальную позицию правительства;
- удобный каталог контактов отделов и региональных подразделений.
Госслужащим:
- структурированный список указов, законов, документов;
- контакты нужных подразделений и ответственных лиц.
Бизнесу и инвесторам:
- демонстрация развития региона;
- список возможностей для инвестиций и предпринимательства;
- проекты для инвесторов;
- статистика и развивающиеся кластеры экономики региона.
В итоге сайт правительства региона должен быть первоисточником инфоповодов и рупором правительства, должен повышать интерес к региону у инвесторов, бизнеса и просто туристов, а также быть удобным в работе сайтом, чтобы при необходимости найти релевантный ответ сперва обращались к нему.
2. Анализ других сайтов этой же отрасли — бенчмаркинг
Мы проанализировали сайты государственных структур из России, Европы, США и Азии. Получилось выделить три основные группы характеристик их коммуникации с пользователем:
- Строгие сайты, напоминающие официальные документы. Для них характерен минимализм в визуальном оформлении и большое количество текста.
- Дружелюбные и яркие сайты с множеством визуальных эффектов, которые иногда напоминают коммерческие проекты или рекламу.
- Сайты, находящие баланс между современным дизайном с яркими крупными элементами оформления и официальным строгим стилем. Для них характерно использование большого количества фотографий и других медиафайлов для иллюстрации.
Для проекта выбрали баланс: с одной стороны это серьезный официальный сайт, содержащий документы и указы, с другой — интересный яркий ресурс, который ориентирован на потребности жителей.
3. Реализация функций на портале
У сайта есть несколько направлений, для которых реализованы свои функции.
- Информационные страницы о стратегии развития, с помощью которых сайт демонстрирует деятельность власти, непрерывное развитие региона в таких областях как экономика, промышленность, туризм и здоровье. Это поможет привлечь инвесторов и туристов, показывая динамику развития и потенциал Нижегородской области.
- Ключевые приоритеты программы развития региона и результаты. Жители могут легко узнать, на что направлены ресурсы органа управления.
- Статьи и яркий визуальный контент, который подчеркивает обновления в регионе и рассказывает о его уникальности. Он также служит для привлечения внимания туристов и увеличения лояльности жителей.
- Страницы с историей региона. Мы оформили исторические события в формате летописи. Жители знают и уважают историю своего края, и сайт помогает поддерживать эту связь.
- Детальная структура Правительства в лицах с подписями и фотографиями, а также форма для заявки. Это показывает, что правительство открыто для контакта.
- Новое меню и навигация по сайту с выстроенной визуальной иерархией. Она помогает быстрее и проще воспринимать информацию.
- Новости с удобными тегами и рубрикатором по темам.
Раздел новостей привлекает наибольшее количество просмотров из поисковиков, и это говорит о перспективах для его развития. Чтобы сделать поиск новостей удобнее, мы продумали теги и рубрики.
Мы проанализировали популярность новостей, чтобы определить, как структурировать новостной раздел и создать систему тегов:
- Собрали несколько тысяч заголовков статей с сайта.
- Получили статистику через API Яндекс Метрики.
- Объединили заголовки в тематические кластеры, чтобы понять, какие темы наиболее востребованы.
- Обработали данные и отсортировали их по популярности, используя статистику, заголовки и кластеры.
4. Работа над цифровой доступностью портала
Среди жителей есть люди с особенностями, влияющими на работу с цифровыми продуктами. К ним можно отнести людей с инвалидностью по зрению, но также есть дальтонизм, дислексия, СДВГ и прочие ситуации, когда человек не имеет инвалидности, но тоже испытывает сложности во взаимодействии с цифровыми сервисами.
Сайт должен быть адаптирован для пользователей с особыми потребностями. В РФ существует ГОСТ Р 52872-2019 с требованиями к цифровой доступности сайтов, а с 1 сентября 2024 года вступил в силу Приказ Минцифры России,регулирующий вопросы доступности сайтов органов власти и разных государственных учреждений.
Что реализовали на сайте для цифровой инклюзии:
- Адаптацию верстки для работы со скринридерами — программами, озвучивающими тексти в целом содержимое экрана.
- Настройки визуала с возможностью выбрать цветовой режим, включить и выключить изображения и разные эффекты, управлять кеглем текста.
- Клавиатурное управление без мыши, с помощью табов и стрелок.
Этот сайт выступает референсом для других проектов, стремящихся к повышению цифровой инклюзии, его можно взять за образец доступного сайта.
Незрячий эксперт по цифровой доступности и руководитель лаборатории инклюзивных технологий в Нижнем Новгороде Илья Лебедев участвовал в проекте, чтобы дать консультации разработчикам и контролировать пользовательское тестирование сайта.
«Для того, чтобы учитывать интересы пользователей с ОВЗ, нужно привлекать специалистов по цифровой доступности в самом начале, еще на этапе обсуждения будущего продукта. Это будет дешевле и эффективнее, нежели переделывать потом.
Амбассадорами цифровой доступности в государственных и муниципальных органах выступают команда федерального портала «Госуслуги», Департамент информационных технологий г. Москвы и Лаборатория инклюзивных технологий Нижегородской области. В бизнесе тему цифровой инклюзии продвигают крупные компании: Яндекс, Сбербанк, ВВК. Они работают над тем, чтобы включать ее в свои продукты. Но к сожалению, пока я не наблюдаю единого системного подхода в этом направлении», — Илья Лебедев, эксперт по цифровой инклюзии.
Для оценки результата смотрят на итоги пользовательской проверки и ориентируются на Lighthouse. При проверке он выдал оценку в 100% — это самый высокий уровень доступности.
Модернизированную версию запустили 30 января 2023. Для оценки результата сравним статистику сайта до и после обновления, это периоды за 1 февраля 2021 — 1 июля 2023 и 1 февраля 2023 — 1 июля 2024 года.
В результате процент отказов снизился с 74% до 19% на смартфонах и с 55% до 12% на десктопах, а это значит, что пользователям стало проще ориентироваться на сайте — понимать, куда они попали, чем полезен раздел, где искать ответ на свой вопрос.
Среднее время сеанса также увеличилось, хоть и не так значительно — с 2:05 до 2:48 минут. Пользователи стали чуть больше проводить времени на сайте, читая контент, но стали тратить меньше времени на то, чтобы найти интересующие разделы.
После модернизации сайт занял 1 место в номинации «Лучший государственный сайт» Tagline Awards 2023, 1 место как «Сайт года» на Премии Digital-Оттепель 2023 и 3 место в номинации «Сайт государственного проекта» на конкурсе «Золотой сайт» 2022.
Источники изображений:
Лимный архив «ООО Риверстарт» и архив Института развития городской среды Нижегородской области
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети