Стартапы умирают: кто виноват, что делать
Подавляющее большинство стартапов закрываются. Эксперт Umbrella IT рассказал, почему так происходит и что с этим делатьЭксперт по формированию IT-стратегии в соответствии с бизнес-целями.
Инновации, амбиции, сверхприбыли — вот обычно с чем ассоциируются стартапы. Но в реальности такой бизнес теснее всего связан со словом «риск». По данным Startup Genome Report в первый же год после запуска закрываются 10% предприятий. В дальнейшем год от года смертность стартапов набирает обороты и в конце концов неминуемо достигает 90%.
Константин Попандопуло, технический директор Umbrella IT, рассказал о 5 главных причинах, по которым новорожденные проекты закрываются.
Причина № 1: Деньги
Чаще всего стартапы проваливаются из-за отсутствия денег. Такая ситуация возникает не только при непрофессиональном бюджетировании, но и при неправильном ценообразовании. К примеру, когда стартаперы устанавливают неоправданно высокие цены, отпугивая клиентов, или слишком низкие — абсолютно невыгодные для себя. Если при этом стартапер не заинтересовал инвесторов, продукт останется без финансирования, не успев начать приносить прибыль до того, как бюджет иссякнет.
И в то же время деньги не гарантируют успех стартапа. По статистике, венчурная поддержка не спасает от закрытия 30% компаний.
Причина № 2: Продукт
Не стоит забывать и о самом продукте. Если он некачественный или не отвечает на запросы аудитории, его не спасет ни финансирование, ни великолепный маркетинг. В свою очередь отсутствие маркетинговой стратегии может загубить и качественный проект: он не сможет привлечь аудиторию, а без нее у стартапа нет будущего.
Более 34% стартапов терпят неудачу из-за неправильного подбора рынка и продукта. Около 22% проваливаются в связи с отсутствием качественной маркетинговой стратегии.
Чтобы быстро, за 1 месяц и меньше, проверить техническую реализуемость идеи и убедиться в целесообразности инвестирования, компания может провести самостоятельно или заказать Proof of Concept.
Другой вариант — разработать MVP, чтобы проверить на практике бизнес-идею и ее востребованность у конечных пользователей. MVP — готовый продукт с минимально необходимыми функциями, способный приносить прибыль с первого дня релиза. При этом разработка занимает от 1 до 4 месяцев и требует гораздо меньше финансовых вложений.
Причина № 3: Конкуренция
Треть стартапов закрывается, не выдерживая конкуренции. Даже если продукт уникален и действительно отвечает на запросы аудитории, завтра на рынке может появиться аналогичный от более профессиональной и оснащенной команды.
Основная задача стартапера — быть быстрее, выше, сильнее конкурентов.
Причина № 4: Юридические аспекты
Популярная, но неочевидная причина закрытия стартапа — владельцы не позаботились о юридических аспектах: статусе компании, защите авторских прав, оформлении договоров, налогов, учредительном договоре, документации по трудоустройству сотрудников.
Причина № 5: Ригидность
Стартап нетипичный бизнес — требует особой гибкости, оперативной реакции на внешние и внутренние факторы, кардинальную смену курса, когда это необходимо. Несоответствие этой философии может дорого обойтись. Неудачный или несделанный пивот способен разрушить молодую компанию. А проведенный вовремя — приблизит стартап к успеху.
Позитивный пример удачного пивота — история компании Android. Изначально начинала как стартап, создающий ОС для цифровых камер. Когда продажи упали, было принято решение резко сменить стратегию — переориентироваться на мобильные телефоны. И это сработало. Благодаря этому стартап сумел развиться во всемирно известную компанию под крылом Google.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети