РБК Компании

Как выбрать подрядчика для регистрации товарного знака

На что обратить внимание, чтобы получить свидетельство на бренд и не потерять деньги
Как выбрать подрядчика для регистрации товарного знака
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

У бизнесмена, который хочет получить права на собственный товарный знак, есть огромный выбор. Можно обратиться к патентному поверенному, знакомому юристу или в одно из многочисленных бюро. На какие нюансы обратить внимание при выборе специалиста, чтобы успешно зарегистрировать товарный знак и не переплатить?

Понятное ценообразование

Обычно за одинаковыми названиями тарифов и ценами стоит разный набор услуг, поэтому обязательно стоит уточнить, что входит в выбранный тариф.

Подрядчик может назвать фиксированную стоимость, но не включить в нее три важных пункта:

  • проверку товарного знака перед подачей заявки;
  • ответы на запросы Роспатента;
  • ответ на предварительный отказ — когда нужно найти дополнительные доказательства в пользу регистрации бренда.

Тогда получится, что вы платите только за заполнение документов и подачу заявки в ведомство.

Наш клиент открывал магазин автоаксессуаров в Подмосковье. Бизнес он решил начать с регистрации знака и выбирал подрядчика. Предприниматель нашел подходящий вариант и подал на регистрацию название, а через полгода по его знаку пришел предварительный отказ. За ответ с клиента попросили дополнительно 25 тысяч рублей. Пришлось согласиться. Но через два месяца Роспатент отказал окончательно. В итоге клиент потратил зря более 70 тысяч рублей. Регистрацию пришлось начинать заново — уже в нашем бюро.

Сроки регистрации

Роспатент дает на регистрацию товарного знака 18 месяцев и 2 недели. Это максимально возможный срок. В большинстве случаев экспертизы проходят намного быстрее и весь процесс занимает не больше 6 месяцев при условии, что заявитель вовремя оплатит госпошлины.

3-4 месяца это тоже реальный срок, но при хорошей оптимизации внутри бюро.

Если подрядчик называет вам средние сроки свыше полугода, стоит задуматься. Скорее всего регистрация затягивается за счет плохо отлаженного рабочего процесса. Например, специалист долго не отвечает на уведомления Роспатента.

Затянутые сроки могут не повлиять на результат — знак зарегистрируют. Но мало кому захочется ждать лишние месяцы, откладывать запуск продаж и получение прибыли.

Оплата пошлин

Пошлины всегда оплачивает сам заявитель на реквизиты Роспатента. У этого есть две причины:

  • Если платит заявитель, то процесс регистрации идет быстрее — так не надо писать дополнительные ходатайства, чтобы зачлись деньги.
  • При электронной подаче заявки Роспатент предоставляет скидку 30% на оплату пошлин.

Не все предприниматели знают о скидке, и нечестные подрядчики не упускают шанса заработать на такой мелочи. Вам могут отправить полную сумму госпошлин, а разница осядет в патентном бюро.

Компания подала заявку на регистрацию товарного знака через подрядчика. По регистрации долго не было новостей. Представитель компании обратился к нам, чтобы узнать, как продвигается заявка.

Первым делом мы уточнили, как уплачивалась пошлина. Оказалось, что компания перевела ее не в Роспатент, а на счет патентного бюро. И сумма была явно больше, чем нужно — 15 000 рублей. Такую платят, когда заявка подается в ведомство по почте, но переписка велась в электронном формате и пошлина должна была составить 10 500 рублей.

То есть компания воспользовалась тем, что заявитель не знаком с процедурой регистрации, и присвоила разницу 30% себе. Сумма небольшая, но, согласитесь, продолжать регистрацию с таким подрядчиком не хочется.

Гарантии в договоре

Сотрудник бюро может обещать вам, что бренд 100% зарегистрируют, ссылаясь на предыдущие успехи. Но обещания — ничто, если в договоре нет финансовой гарантии.

Даже при самой тщательной проверке товарного знака есть небольшой шанс, что Роспатент откажет в регистрации. Банально — кто-то может подать такое же обозначение на полчаса раньше вас и получит право приоритета. Тогда эксперт не сможет пропустить ваше обозначение.

В таком случае патентное бюро должно без доплат подать новую заявку или вернуть деньги. Нет такого пункта в договоре? Попросите его добавить в частном порядке. Если подрядчик откажет, не стоит возлагать на него большие надежды.

Представьте, вы подали заявку на регистрацию названия через патентное бюро. Оплатили услуги специалистов и госпошлины. Через полгода неожиданно приходит предварительный отказ, а за ним — полный.

А когда вы начинаете задавать вопросы специалисту, он ссылается на договор и говорит, что услуга выполнена в полном объеме. Что в результате? Ни товарного знака, ни денег.

Проверка по базам Роспатента

Многие бюро обещают провести бесплатную проверку знака всего за несколько минут. Огромный плюс — можно в один день проверить наименование, подать заявку, сразу же получить форму 940 и начать внедрять бренд! Это на первый взгляд.

Если копнуть глубже, станет понятно, что такая проверка бесполезна. В интернете полно сервисов быстрого анализа товарных знаков. Они имеют доступ только к существующим брендам. Заявки, которые еще находятся на экспертизе, не учитываются.

Товарный знак, проверенный через бесплатные сервисы, с огромной вероятностью не пройдет регистрацию.

Чтобы выбрать действительно уникальное и свободное обозначение, проверку нужно проводить по базам Роспатента. В них содержится информация о всех действующих на территории РФ брендах — а их более 800 тысяч.

Наличие реальной практики

Как правило патентные бюро и юристы охотно делятся кейсами в блогах и соцсетях. Так они дают понять, что имеют опыт и демонстрируют свою экспертность.

Если же подрядчик нигде не рассказывает о своих победах и поражениях, можно обратиться к статистике Роспатента. Ведомство публикует рейтинг электронной подачи заявок. Если бюро занимает в нем одну из лидирующих позиций, можно рассмотреть его в качестве подрядчика.

Отзывы клиентов

Яндекс, Гугл, Отзовик, соцсети — посмотрите, есть ли в них отзывы от тех, кто уже зарегистрировал товарный знак с подрядчиком. Идеально, если получится пообщаться с заявителями — в ВК, телеграм или по почте. Так вы сможете узнать непредвзятое мнение и учесть опыт других предпринимателей.

Пожалуй, это главные моменты, на которые я рекомендую обращать внимание. Не игнорируйте их, ведь от успеха регистрации товарного знака часто зависит будущее всего бизнеса.

Если вы еще не получили права на свой бренд, но планируете это сделать, вам будет полезна статья «Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно через Госуслуги» в экспертном блоге «Железно».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети