РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная АСТ 19 декабря 2024

Страхование и риск-защита ритейл-индустрии, что актуально сегодня

Последние два года ознаменовались громкими ЧП и крупными убытками для ритейла. Пожары на складах, аварии на тепловом оборудовании и заливы в ТЦ. Что делать
Страхование и риск-защита ритейл-индустрии, что актуально сегодня
Источник изображения: Личный архив АСТ
Иннокентий Лукьянов
Иннокентий Лукьянов
Генеральный директор страхового консалтера АСТ

16-лет на рынке страхового консалтинга, евангелист insurtech- технологий в России, публичный эксперт по вопросам корпоративного страхования и риск-защиты бизнеса

Подробнее про эксперта

Иннокентий,  можете сразу рассказать об актуальных рисках индустрии ритейла?

Из самых «горячих» — логистические, кадровые риски...

Расшифруйте...

Самого пристального внимания требует имущество: товарно-материальные ценности, склады и, соответственно, движение этого товара — то есть логистика. После 2022 года рынок изменился: маршруты перестроились, хабы переместились, но риски-то остались. Простая вещь: если раньше большая часть грузов шла из Европы, где хорошие дороги и надежные поставщики с качественной упаковкой и креплением груза, то теперь большой поток перевозок идет из других стран. Грузы преодолевают большие расстояния на автомобилях иногда по дорогам с более низким качеством полотна, а упаковка, крепление и размещение груза не всегда обеспечивают его сохранность. Плюс возрастает риск мошенничества в условиях, когда приходится работать с новыми, непроверенными, контрагентами. 

Теперь кадры. Например, для доставки товаров не хватает водителей. Компании привлекают неопытных, риски в грузоперевозках от этого только растут.  А пока — мало водителей, а значит объем грузоперевозок меньше, чем мог бы быть, спрос на логистику выше предложения.  А значит: растет стоимость фрахта, отсюда — стоимость груза и, следовательно стоимость страхования. Остро не хватает складских работников, специализированных кадров, которые отвечают за эксплуатирующие службы и безопасность. К тому же, случилось несколько пожаров за последние годы.

Пожары — ключевой риск, получается?

Если обратиться к статистике страховых случаев в ритейле, то абсолютный лидер — это заливы и протечки, потом — кражи, пожары и возгорания, а следом — стихийные бедствия, умышленное причинение ущерба, несчастные случаи на производстве, например. Если мы говорим о максимальной стоимости убытков, то это в результате пожаров, конечно.

Пример из практики АСТ. В одном из магазинов российского ритейлера с крупнейшей розничной сетью произошло возгорание. Причина — пожар в ТЦ, в котором находился магазин. Был заявлен убыток на 9 млн рублей. Возникла проблема с предоставлением документов, подтверждающих имущественный интерес при урегулировании из-за специфики бизнеса: — компания продает штучные товары, и страховая требовала накладную на каждую позицию. Причем не в электронном, а в бумажном виде! Эта компания еще не была нашим клиентом, страховалась напрямую. Так вот договор был подписан таким образом, что страховая имела полное право требовать выполнения этой абсурдной процедуры, и отказывалась возмещать ущерб до того, пока документы не будут предоставлены.  Это буквально привело к коллапсу в головном офисе и особенно в бухгалтерии. Отгружали тонны документации газелями… Обратились за помощью к нам. Благодаря выстроенным стратегическим отношениям со страховщиком, мы смогли договориться о предоставлении документов в пределах 15%, выбранных страховщиком, в электронном формате. Это снова к вопросу о том, кто является VIP-клиентом. В итоге компания получила страховую выплату в размере 8,5 млн рублей в течение 4 месяцев при стоимости страхового полиса на данный объект в размере, внимание, 20 тысяч рублей!  После этой ситуации мы стали страховыми партнерами этого ведущего fashion-ритейлера и занимаемся их защитой больше 6 лет.

Иннокентий, получается, что к вам можно обратиться и на стадии урегулирования события?

Перед тем как заявлять или не заявлять убыток, точно лучше проконсультироваться с компанией — независимым экспертом. Вот показательный случай из практики. Груз, перевозимый через море и сушу, был поврежден водой. Но застраховано было только сухопутное плечо. Грузовладелец, наш клиент, предложил не заявлять убыток, предположив, что груз был поврежден во время морской перевозки. Что логично. Но мы настояли на том, чтобы была произведена дополнительная экспертиза и провели собственное расследование события. Так вот что показала экспертиза: вода — не морская. Объем подмочек уменьшался по определенной траектории, что демонстрировало вариант затекания воды через дверную щель, например. В даты движения груза в жд-контейнерах были ливни на территории прохождения рейса. А значит, с вероятностью 99% груз был поврежден на земле, а сухопутное плечо, напомню, было застраховано. Вся эта информация была изложена в отчете страховщику. Результат — компания получила страховую выплату в полном объеме.

Страховое детективное агентство! Хочется вернуться к теме громких пожаров… А они повлияли на поведение ритейлеров, арендаторов?

С одной стороны, вырос спрос на страхование складов, хранимых на них товаров и ответственности арендатора. С другой — у страховых компаний увеличились тарифы на подобные договоры, а оценка складских помещений и отбор клиентов стали жестче. Это напрямую связано с огромной стоимостью убытков и сложностями с перестрахованием этого риска. Потому что, когда страховая компания страхует вас на большие суммы, она потом свои риски тоже страхует у перестраховщика. Де-юре в стране их несколько, де-факто — один, РНПК. Поэтому беря ваш риск на «себя», страховая сразу оценивает качество этого риска и стоимость передачи его перестраховщику.

То есть сегодня не страховая компания «гонится» за клиентом, а клиент за страховщиком, получается?

Верно. Но с оговоркой — за страховщиком из топ-10. Сегодня застраховать склад — та еще задача. На фоне того, что за последний год число собственников, желающих заставить арендатора застраховать склад, увеличилось в три раза! При заключении договора аренды ответственность за содержание систем обеспечения склада четко разграничивается между арендатором и собственником — вполне объяснимо желание последнего быть уверенным, что в случае вреда страховщик компенсирует ему расходы. Популярнее стало и страхование ответственности арендатора или операторов склада: у нас на 20% чаще стали запрашивать такие полисы.

А что еще страхует ритейл? Помимо склада и ТМЦ? 

Второй по популярности страховой продукт — страхование гражданской ответственности. Доброй воли страхователя здесь нет, этот вид страхования для ритейла является обязательным — арендодатель в большинстве случаев включает его в число обязательных пунктов договора.

Замыкает тройку лидеров — страхование грузов. Опасность того, что нагруженная фура с товаром попадет в ДТП или столкнется с обстоятельствами, которые помешают довезти груз в целости и сохранности, существует всегда. 

Крупные производители и дистрибьюторы, работающие на отсрочке платежа, страхуют дебиторскую задолженность.

И трендом последних лет стало в ритейле страхование персонала, медицинское страхование — в качестве инструмента борьбы за кадры. ДМС — это инвестиция в здоровье и продуктивность сотрудника. Исследования показали, что каждый четвертый россиянин предпочтет работу с меньшей зарплатой, но с обязательным полисом ДМС. А если мы говорим о страховании от несчастных случаев и болезней, то для производственных компаний это вообще «маст хэв». Компании наращивают прием на работу возрастных сотрудников, спрос на рабочую силу сместился в категорию 40–60 лет, эти люди точно оценят полис страхования от болезней и онко-страхование. 

А страхование — это вообще дорого? Сколько сегодня стоит «застраховать» бизнес?

Клиенты удивляются, когда видят стоимость. Понятно, что много факторов влияет на ценообразование в каждом виде страхования. Но давайте попробуем привести примерный порядок цен. Страхование склада стоимостью 100 млн руб. обойдется примерно в 100 тыс. рублей в год. Но цена страховки, как и качество риска, для каждого объекта в итоге почти всегда индивидуальна. Если мы говорим об общегражданской ответственности с лимитом в 10 млн рублей, то это будет стоить порядка 25 000 рублей в год. Средние тарифы по страхованию дебиторской задолженности варьируются от 0,3 до 0,7% от товарооборота, который страхуется. ДМС для сотрудника обойдется компании от 15 000 на сотрудника в год. Онкострахование – от 2500 рублей, страхование от несчастных случаев и болезней — от 2000 рублей на сотрудника в год. Причем наценки за услуги брокера нет — страхование обходится клиенту ровно в те же самые деньги, как если бы он обратился в страховую компанию самостоятельно.

Тогда на чем строится ваша экономика?

На вознаграждении от страховой компании. В стоимость продукта страховая компания изначально закладывает комиссию для продавца этой услуги. Неважно, это собственный отдел продаж, агенты или брокеры. 

А что даст ритейлу работа с вами, чего он не получит от взаимодействия со страховыми компаниями напрямую?

Уверенность. Речь не о гарантии того, что ничего не случится. А о гарантии того, что бизнес будет максимально качественно подготовлен к «ситуации Х» и, главное, получит возмещение ущерба. Внутри большинства компаний нет специалистов, глубоко понимающих, как работает страхование. К чему это приводит? А вот к чему: выбирая страховую компанию самостоятельно без специальных знаний, нельзя быть на 100% уверенным, что это лучшее предложение на рынке по качеству покрытия и стоимости. Даже опытный юрист, не занимаясь страховыми вопросами ежедневно, может не заметить важных нюансов, а мы двадцать лет по несколько раз в день эти договоры читаем, меняем, переформируем в интересах клиентов. К слову, больше 50% отказов в выплате связаны не с отсутствием признаков страхового события, а с нарушением регламентов и сроков оформления заявления, а также двойственными, спорными формулировками при подготовке документов. Качественный, грамотный документооборот со страховой компанией — это 90% успеха для получения выплаты в полном размере и в кратчайшие сроки. Сценарий, в котором у клиента есть страховой партнер в лице брокера, в значительной степени дисциплинирует страховую компанию, так как мы говорим с ее экспертами на одном языке и глубоко разбираемся в тонкостях урегулирования.  

А можете привести пример с экономией денежных ресурсов, как это происходит?

Конечно! Крупный арендатор с сетью из 500 розничных магазинов почти 10 лет страховался у одного и того же страховщика, автоматически пролонгируя договор. На наш резонный вопрос об актуальности условий этого договора, представитель компании выразил уверенность, что «они в рынке». Мы убедили директора рассмотреть вариант проведения тендера, чтобы актуализировать условия и оценить актуальность тарифов. По итогам тендера выяснилось, что текущий тариф клиента на 30% превышал рыночную вилку. Мы стали страховым партнером этого арендатора, подобрали оптимальные условия по страхованию, снизили страховую премию и, в итоге, сократили расходы на страхование на 38%. 

Иннокентий, а на самом рынке страхового консалтинга происходят изменения? 

Конечно, современный подход направлен не только на защиту от риска, но и на его минимизацию. Наша команда тщательно исследует каждый объект, чтобы выявить потенциальные угрозы и разработать меры для их снижения. Это физическое обследование зданий, оборудования, изучение проектной и эксплуатационной документации, предыдущих отчетов о страховых случаях, оценка пожарной безопасности, проверка систем пожаротушения, сигнализации и других мер по предотвращению пожаров, оценка систем охраны, видеонаблюдения… Мы даем клиенту рекомендации по снижению или устранению всех идентифицированных рисков, а также оценку потенциальных убытков и предложения по оптимизации страховых программ. Благодаря такому подходу клиент уменьшает страховую премию, повышает свою безопасность и вероятность возникновения страховых случаев, а также повышает индекс риск-защищенности для страховщиков для получения меньшего тарифа. Современный страховой консалтинг — это полноценное управление рисками.

Последнее изменение: 19 декабря 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Рывок Конвекторы отопления: виды и отличия

Публикация компании

Достижения

Ведущий страховой консалтер РФ20 лет оказанием бизнесу консультационные услуги по риск-защите и страхованию

Профиль

Дата регистрации21.12.2007
Уставной капитал20 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. Красная Пресня, д. 24, этаж 5, помещ./ком I/56
ОГРН 1077764192550
ИНН / КПП 7730574480 770301001
Среднесписочная численность34 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 24
Телефон +79152844861

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия