РБК Компании

Ключ к успеху: как акселераторы помогают стартапам развить их потенциал

Екатерина Петрова о том, что нужно знать стартапу, прежде чем принять решение идти в акселератор
Ключ к успеху: как акселераторы помогают стартапам развить их потенциал
Екатерина Петрова
Екатерина Петрова
Директор GenerationS

Директор платформы по развитию корпоративных инноваций Generat Более 10 лет выстраивает инновационную экосистему России, объединяя всех участников рынка

Подробнее про эксперта

Как акселераторы могут помочь стартапам в их развитии?

Цель корпоративных акселераторов — представить работающий продукт, в котором нуждается бизнес или целая отрасль. Как правило, стартапы сталкиваются с рядом проблем на всем пути существования: от недостатка ресурсов до дефицита технической базы и отсутствия грамотной упаковки продукта. Решить эти задачи эффективно в относительно короткий срок помогают акселерационные программы через подбор индивидуальных решений с целью ускорения внутренних инициатив и усиления всего проекта. Иными словами, акселераторы нужны компаниям и стартапам, которые хотят роста.

Соответственно, под потребности каждого проекта в рамках акселерации разрабатывается «дорожная карта» по представлению его на рынке и реализации бизнес-задач. Программа может включать такие шаги, как презентация продукта, проведение рекламной компании, предложение данного продукта целевой аудитории, конечная упаковка и другие инструменты, исходя из потребностей проекта. Сам факт, что проект стал участником крупного акселератора, уже хорошо сказывается на последующем поиске партнеров и помогает заработать репутацию. К тому же, в ходе акселерационной программы появляется возможность сильно развить и «прокачать» навык презентации проекта через питчинги на демо-днях, где участники программы встречаются с крупными заказчиками или фондами, представляют им свои идеи и получают обратную связь. Это комплексно помогает взрастить как компанию, так и бизнес-команду.

Таким образом, акселератор дает молодому предпринимателю импульс для рывка, который необходим для выхода продукта на рынок и на потенциальных заказчиков или покупателей. 

Как происходит процесс подбора стартапов для участия в акселераторе?

Требования к участию в акселераторах, как правило, прописывает заказчик, исходя из собственных потребностей. Нередко для презентации требуется MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, который уже выполняет основную функцию и представлен пользователям, но все еще имеет ряд проблем в технологическом или бизнес процессах. Зачастую критерии отбора указаны на сайте конкретного акселератора, но все же есть ряд не меняющихся требований: 

  • технологичность проекта и его бизнес-привлекательность для потенциальных инвесторов или партнеров;
  • примеры уже реализованных проектов;
  • описание проблем и задач, которые может решить технология;
  • указание годовой выручки на текущий момент (если проект уже запущен);
  • перечисление компетенций, состава и размера команды;
  • отсутствие или наличие инвесторов и успешных продаж;
  • наличие завершенной технологии, ее работоспособность на текущий момент. 

Какие ресурсы и поддержку акселераторы предоставляют участникам программы?

В ходе работы с компаниями акселераторы предлагают множество мер поддержки: от менторства в различных формах до инвестиций от крупнейших фондов, — все зависит от уровня проекта и, конечно, от наработанных в ходе программы навыков. 

Как правило, решение большинства задач в рамках акселерационных программ решается через совокупность нескольких инструментов: 

Менторство. Команда работает с экспертами из разных областей, которые предоставляют бизнес-консультации. Зачастую к работе в акселераторах также приглашаются успешные предприниматели;

Обучение. Программы акселераторов включают в себя мастер-классы, лекции и воркшопы, где необходимая информация изложена на доступном языке. Это позволяет команде получить знания и контакты, использование которых поможет в развитии бизнеса;

Мероприятия. «Demo Day» — обычно финальная точка работы в акселераторе. В этот день команды представляют свои проекты потенциальным партнерам и инвесторам. Попасть на него могут команды, бизнес-план которых готов пройти проверку на практике. Создание такого типа акселераторов является лучшим решением для привлечения максимально разнообразных проектов;

Нетворкинг. В программах участвуют команды, которые могут постоянно контактировать с экспертами и инвесторами, обрастая полезными связями. Таким образом формируется сплоченное сообщество с общими интересами;

Инвестиции. Во многих акселераторах инвесторы и инвестиционные фонды, крупные корпорации или эксперты отраслей участвуют в процессе рассмотрения заявок. Иногда сам акселератор может выступать в роли фонда, как в случае с Y Combinator. Инвестиции покрывают расходы команды на протяжении работы. К примеру, их можно вложить в сторонние разработки для подготовки прототипа проекта. 

Какие конкретные результаты и достижения стартапы могут ожидать от участия в акселераторе?

Когда мы говорим о результате чего-либо, важно понимать, какая задача ставилась изначально. Разные типы акселераторов решают разные задачи.

  1. Классический стартап: акселерационная программа при венчурном фонде (фонд так же может быть ее партнером). Процесс акселерации занимает три-четыре месяца, по прошествии которых у стартапа появляется более понятное позиционирование, он понимает, что делает и почему ценен для рынка. Результаты классического акселератор могут разниться – все зависит от команды проекта: часть не получает ничего или закрывается. Часть выходит чуть лучше, чем они были до программы. А кто-то действительно «взлетает» и получает инвестиции. 
  2. Корпоративный акселератор: акселератор, который запускается внутри крупной компании с целью привлечения новаторских инструментов для оптимизации или развития технологических цепочек. Из программы корпоративной акселерации стартап выходит с подтвержденной бизнес-моделью и первыми продажами. А еще — с поддержкой крупного бренда, участвующего в жизни молодой компании.
  3. Венчурная студия: формат, который распространен в России меньше всего, при котором акселерационную программу проходят не только работающие бизнесы, но и идеи. Сейчас в России почти нет примеров работы в таком формате. Компания Admitad и МТС работают в этом формате с B2C-продуктами. В этом году мы запустили собственную венчурную-студию для проектов, целящихся в B2B-рынок.

Формат подходит не только для предпринимателей, которые уже запустили стартап, но также для тех, у кого есть идея, но они не знают, как подойти к ее реализаци, или не могут найти первое финансирование. Вместо стадии Friends&family можно обратиться за поддержкой в венчурную студию.

Какие вызовы и риски связаны с участием стартапа в акселераторе?

Участие в акселераторе предоставляет стартапу множество преимуществ, но также может сопровождаться определенными рисками. В частности, потерю контроля — в некоторых случаях, акселераторы требуют долю в компании в обмен на финансирование и поддержку. Это может привести к потере влияния у основателей компании; ограничение на развитие — в некоторых случаях, акселераторы устанавливают требования и контролируют процесс развития стартапов, ограничивая свободу их действий.  Еще существует такой момент, как конкурентная конфиденциальность. Поскольку в акселераторах могут участвовать несколько компаний со схожими идеями и направлениями, интеллектуальная собственность может оказаться под угрозой, особенно если акселератор не предоставляет достаточную защиту. 

Поэтому крайне важно тщательно изучить и проанализировать акселератор и принять взвешенное решение об участии. 

Каким образом акселераторы поддерживают стартапы после окончания программы?

Как правило, поддержка со стороны акселератора заканчивается вместе с самой программой. Однако в GenerationS выпускники объединяются в экспертное сообщество уже за рамками программы. Более того, GenerationS продолжает оказывать как PR, так и GR поддержку. Так, например, в рамках ПМЭФ-2023 к участию был привлечен проект «Умникоин», а материалы с успехами проектов систематически выходят в федеральных СМИ. 

Также мы формируем полноценную воронку из выпускников, которые очевидно выигрывают на фоне новичков перед заказчиками, потому что уже знают, как продавать продукт успешно. 

Какие примеры успеха стартапов, которые прошли акселерацию, можно привести?

Один из ярких проектов GenerationS — Корпоративный акселератор РЖД, который в этом году трансформировался в самостоятельный проект «Транспортный акселератор РЖД» и объединяет ключевых участников всего направления, не только железнодорожного. Это результат эффективной работы акселератора, в рамках которого несколько компаний уже внедрили свои решения в деятельность крупнейшего холдинга РЖД. Например, сервис OVISION позволяет оплачивать счет и проходить на посадку без денег и билета — он идентифицирует лицо пассажира. Уже сейчас такой сервис оплаты внедрен в вагонах-бистро поездов «Сапсан». По этой же технологии работают устройства контроля доступа в административные здания ОАО «РЖД». В скором времени планируется распознавание лиц для допуска в поезда без предъявления билета.

TITAN Power Solution – гибридные системы рекуперации энергии (суперконденсатор + АКБ) для различных режимов работы локомотивов. Мощные и компактные гибридные системы накопления энергии на основе суперконденсаторных накопителей энергии и традиционных аккумуляторных батарей для рекуперации энергии и поддержки тяговых режимов работы. Успешный пилот проекта реализован на Дальневосточной железной дороге.

Последнее изменение: 1 сентября 2023

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации30.12.2020
Уставной капитал250 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ПРЕСНЕНСКИЙ РАЙОН НАБ ПРЕСНЕНСКАЯ 8 СТРОЕНИЕ 1 ЭТАЖ 12, ЧАСТЬ ПОМ. I,
ОГРН 1207700502547
ИНН / КПП 9703024347 770301001
Среднесписочная численность18 сотрудников

Контакты

E-mail CORPORATE.SECRETARY@RDIF.RU
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия