Как социальные предприниматели развивают региональную экономику
Владимир Светлов о социальном предпринимательстве в России и своем опыте запуска проектов и бизнесов

Психолог, коуч, социальный предприниматель, общественный деятель, основатель и идеолог Института развития семьи
Интерес к теме социального предпринимательства продолжает расти от года к году.
Сегодня социальный бизнес набирает обороты за счет государственной поддержки и инициативных лидеров в регионах. В регионах активно ведут работу с бизнесом Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС). Эти центры помогают начинающим предпринимателям организовывать коммуникацию между бизнесом и органами власти по поводу разработки и внедрения социальных инноваций; консультируют по вопросам получения грантов, налоговых льгот и вычетов.
Сегодня предприниматели видят свою роль не только в ведении бизнеса, но и в активном участии в решении социальных, культурных и экологических проблем своего региона. Социальный предприниматель стал партнером государства в вопросе решения социальных проблем. Еще одну тенденцию, которую я могу наблюдать, что обычные предприниматели не хотят просто заниматься благотворительностью и точечно «латать дыры и тушить социальные пожары», они хотят быть вкладом в свой регион и развивать системные проекты, а это возможно как раз через создание сети социальных бизнесов.
Согласно Реестру социальных предпринимателей России на июнь 2024 в России официально зарегистрировано 10 988 субъектов социального бизнеса в России из них 7713 индивидуальные предприниматели и 3232 юридические лица. Средняя чистая прибыль компаний в 2023 году, по данным ГИРБО, увеличилась на 19,5% по сравнению с 2022 годом и составила 40 363 688 рублей, актуальных данных за 2024 год пока нет.
Развитию социального предпринимательства способствуют и происходящая в обществе глобальная трансформация идей, изменение мировоззрения, переоценка ценностей. Как результат — создаются все новые и новые добрые проекты.
Топ-10 регионов по общему количеству социальных предпринимателей распределились таким образом:
- Московская область: 997
- Республика Башкортостан: 610
- Нижегородская область: 458
- Ленинградская область: 448
- Приморский край: 387
- Москва: 361
- Петербург: 270
- Волгоградская область: 247
- Самарская область: 242
- Свердловская область: 220
Топ-10 социального бизнеса по сферам деятельности: количество предпринимателей в отрасли и доля их от общего числа:
- Деятельность домашних хозяйств с наемными работниками: 3063; 27,9%
- Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг: 2382; 21,7%
- Ремонт компьютеров, бытовой техники, предметов личного потребления: 1949; 17,7%
- Спорт, отдых и развлечения: 666; 6,1%
- Творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений: 323; 2,9%
- Медицина и здравоохранение: 265; 2,4%
- Деятельность по уходу: 242; 2,2%
- Библиотеки, музеи и прочие объекты культуры: 163; 1,5%
- Образование дополнительное: 160; 1,5%
- Торговля непродовольственными товарами: 128; 1,2%
Сегодня в регионах России появляются сообщества социальных предпринимателей, на базе ЦИСС и волонтерских ресурсных центров создаются клубы из местных лидеров мнений, активистов, социальных архитекторов и представителей корпоративного сектора. Можно наблюдать как рождаются большие проекты в области экологии, психологической помощи и добровольчества.
На мой взгляд, социальный предприниматель становится лидером региональной экономики, вкладывает свои ресурсы и финансы в регион и его развитие. Я могу привести ряд примеров, когда развитие социального бизнеса сопровождается еще и восстановлением малых поселений и деревень. Самый яркий пример такого предпринимателя Гузель Санджапова, основатель бренда «Малый Турыш» (Свердловская область), победительница премии РБК в 2019 году. На сегодняшний день социальное предприятие в Малом Турыше выпускает медовую и карамельную продукцию, травяные чаи, натуральную косметику, текстиль и тем самым привлекает туристов в Малый Турыш.
Есть и другие примеры состоявшихся предпринимателей, которые активно вкладываются в развитие своих регионов. Например, Игорь Черноголов, владелец екатеринбургской компании «Пенетрон» создал целый комплекс в бывшем поселении при Демидовском заводе в 70 км от Екатеринбурга, вложив в него 350 млн рублей. Черноголов привлек к сотрудничеству 15 краеведов и историков, они помогают разрабатывать новые экскурсионные программы.
А основатель компании «Медовый дом» Антон Георгиев возрождает в Новгородской области народный промысел, которому почти 165 лет. В 2015 году он купил умирающую фабрику «Крестецкая строчка», выпускавшую изделия с ручной вышивкой, сейчас на ней работает 70 жителей из поселка Крестцы.
И таких пример сейчас десятки. Это становится не только модно в предпринимательской среде, но и престижно — иметь свой социальный бизнес или проект.
Лично мне близок данный подход связанный с восстановлением и возрождением культуры, забытых народных ремесел, сохранением самобытности региона. С 2005 года я активно занимается социальным предпринимательством и образовательной деятельностью.
Среди моих основных проектов:
- Летние лагеря для детей: программы, погружающие детей в атмосферу деревенской жизни, ремесел и традиций.
- Поддержка фермерских хозяйств: развитие бренда «Каслинская слобода» для популяризации местной фермерской продукции.
- Этнотуризм и культурные инициативы: организация фестивалей, ярмарок и мероприятий для сохранения культурного наследия Чувашии.
- Автор и разработчик комплексных программ для укрепления здоровья нации, включающие физическое, эмоциональное и духовное восстановление, оздоровительные программы по лечению ДЦП, а также программы и туристические маршруты по этническому и оздоровительному туризму.
- Культурный код: проект, посвященный возрождению Чувашии и народных промыслов.
Сегодня мы живет в очень интересное время: с одной стороны мы находимся в зоне турбулентности, но с другой стороны мы ищем основу в своих корнях и традициях. И в этом я вижу силу не только российского предпринимательства, но и народа.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети