РБК Компании
Главная «Сиссофт» 3 октября 2023

Как эффективно создать сервер электронной почты для бизнеса

Сейчас многие российские компании отказываются от западных сервисов электронной почты в пользу отечественных аналогов
Как эффективно создать сервер электронной почты для бизнеса
Тимур Бадретдинов
Тимур Бадретдинов
Руководитель департамента инфраструктурных решений

Руководитель департамента инфраструктурных решений «Сиссофт».

Подробнее про эксперта

Основы создания корпоративной почты

Существуют три основных подхода к развертыванию почтовых сервисов. Первый, наиболее популярный на российском рынке, представляет собой локальное развертывание на своих серверах (on premise). Второй подход — сервисно-подписная модель: ничего не нужно устанавливать и поддерживать. Подписка по модели SaaS мгновенно открывает широкие возможности для работы. 

Третий подход создан для компаний с высокими требованиями к отказоустойчивости, для которых почтовый сервис критически важен, и его недоступность, тем более с потерей данных, недопустима. Они арендуют физические серверы или серверные стойки на площадках провайдера услуг ЦОД. Такой почтовый сервис фигурально окружен «колючей проволокой». Это сервис, развернутый в частном облаке, в одном или нескольких ЦОДах провайдера, с отказоустойчивостью по электроэнергии и каналам связи и даже катастрофоустойчивостью — распределению по географически разнесенным площадкам. 

Выбор модели развертывания почтового сервиса во многом зависит от размера, специфики бизнеса и корпоративной культуры компании. 

Вариант 1. Почта on-premise

С первого взгляда локальное развертывание кажется простым и прозрачным. Компания покупает оборудование, лицензии на программное обеспечение и начинает внедрение. При этом локальные решения требуют капитальных вложений, и не только в лицензии на почтовую и серверную операционную систему. К ним добавляются расходы на лицензии на защиту от вирусов и спама, систему виртуализации, а также оборудование. 

Вопрос и в людях: большинство ИТ-специалистов в российских компаниях не имеют опыта работы с отечественными программными продуктами (а с ними придется работать из-за ухода западных вендоров). Все эти факторы способны превратить внедрение почтового сервиса на своем «железе» в долгий и непредсказуемый процесс, а привлечение интегратора добавляет новую строку к бюджету.

После внедрения предстоит решать вопросы поддержки сложной системы. Этому придется учиться, и в процессе будет немало сюрпризов, особенно при установке новых и малоизученных продуктов. После того как система внедрена, вся ответственность за ее функционирование ложится на плечи ИТ-отдела. Обновление программ, поддержание доступности сервиса, резервное копирование — если что-то пойдет не так, ответственность только на ИТ-специалистах компании. 

Среди плюсов on premise — полный контроль над информацией. Все данные хранятся на серверах внутри организации, без привлечения третьих лиц. В эпоху информационных утечек и хакерских атак такой контроль очень важен. Второй момент — функциональность, если у компании есть компетентные ИТ-специалисты, можно настроить систему так, как это нужно именно вашему бизнесу. А также — вопросы интеграции. Функциональность локального решения позволяет интегрировать его с другими внутренними и внешними ИТ-системами. Это может быть система учета, служба каталогов, системы информационной безопасности и так далее. В облачных решениях такая гибкость часто отсутствует. 

Локальную модель развертывание российских почтовых сервисов сейчас выбирают в основном компании от 100 пользователей. Для таких компаний баланс затрат, задач по интеграции и получаемых плюсов от полностью «своей» почты оказывается положительным. Отраслевая принадлежность при этом роли не играет, хотя определенный уклон в сторону финансовых структур, энергетических компаний, а также других субъектов КИИ есть. Этот вариант не очень подходит классическому малому и нижнему сегменту среднего бизнеса — лишних миллионов на оборудование и интеграцию у таких организаций часто нет, они предпочитают переходить на облачные сервисы.

Вариант 2. SaaS

Главное преимущество SaaS-решений — простота и скорость внедрения. Нет необходимости ждать поставки серверов, нет длительных процедур приобретения лицензий, проекта внедрения. Вы покупаете подписку, получаете логин и пароль и начинаете работу. Эта быстрота особенно актуальна для малого бизнеса и стартапов, где сроки и ресурсы ограничены. Еще один немаловажный аспект — стоимость. Облачные решения, как правило, на порядки дешевле локальных. Помесячная оплата делает их еще более доступными, особенно для малого и среднего бизнеса, который может значительно уменьшить единовременные затраты. 

Вся нагрузка по поддержке, обновлению, добавлению функционала, обеспечению безопасности и прочие хлопоты ложатся на провайдера. Например, антивирус и антиспам обычно включены в тарифный план облачного сервиса и даже часто по стоимости не выделяется в отдельную статью. С точки зрения совместимости с системами резервного копирования существуют почтовые решения, которые поддерживают сохранение и восстановление не просто целиком в виде виртуальной машины, но и в виде ящиков отдельных пользователей.

По нашим наблюдениям, SaaS-почту в России в основном выбирают компании с числом сотрудников до 100. Однако, есть и примеры компаний с численностью в несколько сотен, даже тысяч сотрудников, которые делают ставку на SaaS.

Среди минусов SaaS — ограниченный функционал управления для ИТ-администраторов. Для более глубокой интеграции или даже для базовых изменений во многих случаях придется обращаться к поддержке вендора или же принять то, что это просто невозможно. Второй момент касается фокуса развития продукта. SaaS решения рассчитаны на широкий сегмент компаний с типовыми потребностями. Если у вашей организации есть запрос на получение «фичи», не входящей в «набор по умолчанию» — придется ждать пока производитель добавит эту возможность в продукт. При условии, конечно, что таких запросов  будет достаточно много.

Вариант 3. Private cloud: идеальный баланс?

Альтернативой on premise и SaaS выступает локальное решение в частном облаке у провайдера. В этом варианте, кажется, сочетается лучшее из двух миров. 

Безусловно, провайдер уже позаботился о физической и информационной безопасности, а также отказоустойчивости ЦОДа. Есть возможность даже создать катастрофоустойчивую конфигурацию с размещением данных на нескольких геораспределенных площадках.

ИТ- и ИБ-отделы заказчика сохраняют полный контроль над информацией и настройками системы, что редко возможно в полностью облачных решениях. Так же как и в случае с локальными решениями, здесь вы получаете полный функционал и возможность интеграции с внутренними сервисами компании.

Вопросы технической поддержки и обслуживания можно переложить на плечи провайдера (разумеется, за дополнительную плату) или оставить это в зоне ответственности собственного ИТ-департамента.

Из явных минусов можно отметить только цену: со временем стоимость лицензий и аренды оборудования может сравняться или даже превысить затраты на локальное развертывание на своих серверах. Необходимость привлечения стороннего интегратора или инвестиции в обучение собственных сотрудников также могут существенно повлиять на удорожание проекта.

Решаем вопросы интеграции

Прежде всего при выборе почтового решения зрения интеграции важно учитывать совместимость с ИБ-инструментами (антивирусами, антиспамом и т.д.). Так, есть продукты, которые могут работать только с определенными ИБ-производителями, и при этом не интегрируются с другими решениями. Для компаний от 100 пользователей важна поддержка интеграции со службами каталогов LDAP, зарубежными и российскими, как единой точки входа для пользователей 

С точки зрения совместимости с системами резервного копирования существуют почтовые решения, которые поддерживают сохранение и восстановление не просто целиком в виде виртуальной машины, но и в виде ящиков отдельных пользователей. Существует гранулярный режим резервного копирования — детализированное или точечное восстановление, когда нам нужно найти в бэкапе конкретное письмо или файл и восстановить их в определенный ящик. Либо восстановить только один конкретный ящик из всех когда-либо существовавших в компании. Для некоторых бизнесов это критически важный функциональный момент.  

В заключение

В этом материале вы найдете плюсы и минусы разных вариантов развертывания электронной почты для бизнеса. Информация поможет вам выбрать принципиальный подход к созданию email-сервиса в компании. А если понадобится более детальная консультация, специалисты «Сиссофт» всегда готовы помочь.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации04.05.2008
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПР-Д ПОХОДНЫЙ Д. 4 К. 1 ЭТ 7 ПОМ XII КОМ 19 ОФИС 702
ОГРН 1087746599335
ИНН / КПП 7733654906 773301001
Среднесписочная численность241 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, 1-ый Волоколамский пр-д, д. 10, стр. 1 БЦ «Диапазон»

Социальные сети