РБК Компании
Главная QSOFT 21 марта 2025

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

QSOFT внедрили BI-систему в существующую IT-архитектуру: автоматизировали и систематизировали сбор данных в гибко управляемый формат
BI-аналитика для таксопарка
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Шедеврум
Задача и причина

Задача:

Внедрить BI-систему в существующую IT-архитектуру таксопарка. Автоматизировать и систематизировать сбор данных в гибко управляемый формат и выстроить аналитическую систему, охватывающую ключевые бизнес-процессы компании. 

Причина:

Заказчик обратился с проблемой оперативного ежедневного контроля выполнения плановых показателей по различным направлениям. Проблема осложнялась наличием нескольких баз данных и, как следствие, необходимостью ручного сведения выгрузок данных на постоянной основе, по несколько раз в день.

Как делали

1. Аудит баз данных

В Такси 369 не было удобного инструмента для быстрого анализа выручки, что затрудняло оценку динамики показателей. Аналитики компании на разных языках создавали скрипты, запускаемые через планировщика заданий и формирующие Excel-таблицы, на основе которых строились графики и принимались управленческие решения. Для каждой новой задачи создавались отдельные скрипты, что приводило к их накоплению и перегружало систему, замедляя ее работу.

QSOFT провел аудит данных клиента, сформировал бизнес-требования и предложил архитектуру проекта. Основной задачей стало создание дашбордов, позволяющих топ-менеджерам отслеживать рыночные показатели в реальном времени. Информация теперь обрабатывается на основе уникальных идентификаторов (например, VIN-номеров автомобилей), что предотвращает дублирование и потерю данных.

Для визуализации информации был выбран инструмент Yandex DataLens с гибкими настройками, поддержкой многоуровневых моделей, удобным интерфейсом и возможностью обработки больших объемов данных. Кроме того, BI-система интегрирована с аналитической СУБД ClickHouse.

2. Построение архитектуры управления данными

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

У заказчика есть несколько ключевых источников информации:

  • 1С:Предприятие.Элемент — система для автоматизации учета и управления бизнес-процессами.
  • Yandex Fleet — сервис для сбора данных от водителей Яндекс Такси.
  • Яндекс Диск — здесь хранятся ежемесячные планы, составляемые вручную.
  • Собственная CRM-система Апарк — в дальнейшем в нее будут интегрированы все данные, а их выгрузка будет идти через API. Сейчас система находится в разработке.

Прежде чем данные становятся доступны для анализа, они проходят три этапа обработки: извлечение, преобразование и загрузку (ETL — Extract, Transform, Load). Чем больше данных и сложных аналитических задач, тем больше требуется ETL-процессов, а их ручное управление становится слишком трудоемким. Для автоматизации этого процесса используется программное обеспечение Apache Airflow, которое берет на себя управление потоками данных.

Таким образом, в BI-системе собрана актуальная информация для интерактивных отчетов, которая показывает текущую картину на основе данных за несколько лет и позволяет анализировать динамику с помощью фильтров и выборок.

3. Автообновление отчетов

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

Для автоматического выполнения кода, разработанного командой QSOFT, используется Apache Airflow, а логирование ошибок обеспечивает объект Logger. Код разделен на 10 направленных ациклических графов (DAG-ов), содержащих до 100 различных задач. Некоторые из них не зависят друг от друга и выполняются параллельно, ускоряя обновление отчетов. Каждая задача в проекте — это Python-функция, обернутая в декоратор @task, который позволяет изменять ее поведение без переписывания исходного кода.

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

Для каждого запуска на графике выделены столбцы, где красным цветом обозначены невыполненные задачи, а желтым — зависимые от них. Система фильтрации упрощает поиск задач по статусу, а одинаковые названия процессов и файлов облегчают анализ и отладку.

4. Отправка отчетов в Telegram

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

Чат-бот позволяет руководителям быстро отслеживать ключевые показатели компании в удобном формате. Разработанная система автоматически отправляет скриншоты отчетов в заданные временные интервалы, чтобы важные данные всегда были под рукой. Визуальное представление информации упрощает анализ и ускоряет принятие решений, так как руководителям не нужно вникать в сложные таблицы и графики.

Кроме того, Telegram обеспечивает высокий уровень защиты данных, что позволяет спокойно обмениваться финансовой информацией, а доступ к отчетам есть только у уполномоченных сотрудников.

5. Система отчетности

BI-аналитика для одного из крупнейших таксопарков в России

BI-система стала централизованным инструментом для доступа к аналитике и отчетности, предоставив пользователям полный контроль над информацией. Она поддерживает многоуровневую структуру данных с возможностью детализации и сравнения плановых и фактических показателей.

Информация на дашбордах отображается по дочерним компаниям и региональным филиалам, а доступ к ней ограничен в зависимости от роли пользователя — сотрудник видит данные только своего подразделения. Права доступа настраивает администратор.

Результат

Внедрена BI-система в существующую IT-архитектуру. Новый инструмент помогает анализировать более 30 параметров в разных разрезах. На проекте сформировано более 14 дашбордов.  

  • Автоматизирован и систематизирован сбор данных в гибко управляемый формат и выстроена аналитическая система в разрезе ключевых бизнес-процессов компании;

  • Сокращено время на обработку рутинных задач, оптимизирован процесс управления запросами, повышена эффективность принимаемых решений;

  • Гибкий дашборд по всем показателям на одном экране, а также встроенные алгоритмы расчетов по различным параметрам;

  • Отчеты обновляются ежечасно, обновление отчетов происходит менее чем за 5 минут;

  • Консолидация данных из разнородных источников в рамках одной базы с помощью встроенного ETL;

  • Все расчеты производятся на уровне данных внутри СУБД, что обеспечивает быструю обработку данных без нагрузки на рабочие места пользователей;

  • Все сервисы установлены на различных серверах для распределения нагрузки и обеспечения отказоустойчивости.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
101000, Россия, г. Москва, Покровский бульвар, д. 4/17, стр. 1
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия